Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Приём в гимназию 399
Дата публикации: 23-09-2013 12:20
Рейтинг статьи: 0

Тезаурус проектно-исследовательской деятельности

(по материалам  журнала

 «Исследовательская работа школьников» 2013.-№1)

 

Термины

Содержание

Тема

Предмет описания, изображения, исследования и т.д.

Проблема

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Цель

Идеальное, мысленное предположение результата деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление

Задачи

Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить…

Актуальность

Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Гипотеза

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Объект исследования

Проблемное явление, избранное для изучения. На что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое вы хотите получить в результате проведения исследования. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

Методы исследования:

Анализ Разделение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.
Дедукция Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщённый вывод, касающийся   всей совокупности таких случаев.
Индукция Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация

 

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследования признаком.
Наблюдение Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение

Приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: лабораторный, полевой или естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
Опыт Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.
Опрос Наиболее распространённая и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.
Интервью Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определённому плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные чёткие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.
Анкетирование Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознанию.
Реконструкция Воспроизведения процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.




Пользователи Страницы пользователей
  • Вход
  •