ДОТ 399
Дата публикации: 12-12-2011 12:41
Рейтинг статьи: 0
«День ученика» как одна из форм
самореализации учащихся в образовательном процессе

    Самая сложная проблема, которая стоит перед любым человеком, - это проблема выбора, проблема самоопределения и адаптации в окружающем его мире. А для ребенка стоящая перед ним проблема выбора чаще всего кажется просто неразрешимой. Как определить, чем тебе будет интересно заниматься изо дня в день, какое дело тебе окажется по плечу? Помочь ему должны мы, педагоги, взрослые люди. С этой целью можно проводить беседы, лекции, консультации, тестирования, но ограничиваться только теорией нельзя, надо дать возможность ребенку попробовать свои силы в различных делах. Поэтому в современной школе должны быть созданы все условия для самоопределения и самореализации личности учащегося.

    Одним из мероприятий, позволяющих вовлечь учащихся в активную деятельность, в нашей гимназии является День ученика.

    В процессе подготовки и проведения Дня ученика решаются следующие задачи:

 выявление и развитие потенциальных творческих способностей учащихся;
 развитие коммуникативных и общекультурных навыков учащихся;
 формирование информационной культуры учащихся;
 формирование навыков публичных выступлений;
 создание условий для испытания учащимися ситуации успеха;
 создание единого социокультурного пространства в гимназии.
 воспитание у учащихся чувства гордости за свою гимназию, воспитание чувства патриотизма.
    День ученика традиционно проводится 1 марта. Эта дата выбрана не случайно: закончился второй триместр и стартует третий. Есть возможность подвести промежуточные итоги, поделиться достижениями, находками, попробовать себя в другой роли, расширить круг своего общения. Начинается день с церемонии награждения учащихся, которая проводится отдельно для 1-4; 5-7; 8-9 и 10-11 классов. Если ученик принимал активное участие в школьной жизни или достиг определенных успехов в какой-либо области (спорт, учеба, творчество, независимые олимпиады, конкурсы, конференции), то его достижения не останутся незамеченными. В доброжелательной и торжественной атмосфере проходит награждение. Ребята гордятся своими товарищами, а с чувства гордости за своего одноклассника, класс, гимназию начинается формирование чувства гордости за свой город, страну. Высокая оценка успехов учащихся ученическим и педагогическим коллективом способствует формированию определенной системы ценностей в гимназии.
    Награждение учащихся обязательно имеет продолжение на классных часах, где классные руководители благодарят их за активную работу в классном коллективе. В этот день мы, педагоги, должны найти, за что отметить каждого ребенка. Поэтому большинство гимназистов уходят домой с дипломами, грамотами или благодарностями.
    Дальнейшая работа для старшеклассников, учащихся младшей и средней школы в этот день организована по-разному.
    Гимназисты старших классов (9-11 классы) принимают участие в работе ученической научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее», где выступают с докладами гимназисты, занимающиеся в течение учебного года проектной или исследовательской деятельностью.
    В зависимости от тематики работ учащихся для работы конференции формируется ряд секций:
 естественнонаучная;
 экологическая;
 математическая;
 литературоведческая;
 секция языкознания:
 секция истории и обществознания и др.
    Слушатели (из числа учащихся и учителей) заранее имеют возможность познакомиться с тематикой работ и выбрать интересную для себя секцию. Как показывают результаты анкетирования, самой востребованной оказывается секция «Экология человека», где тематика работ актуальна для всех (например, «Как купить настоящий шоколад?», «Пищевые красители», «Негативное влияние амфетамина на организм человека», «Опасен ли мобильный телефон?» и др.).
    Выступление на конференции для одних учащихся является тренировкой перед представлением работы на конференциях более высокого уровня, для других – промежуточным этапом в исследовательской деятельности. Подготовка к участию в конференции имеет несколько этапов: работа над темой исследования (проекта), написание тезисов доклада, составление доклада, подготовка презентации доклада, психологическая подготовка к публичному выступлению. На подготовительном этапе с учащимися тесно работают учителя, являющиеся руководителями исследовательской или проектной деятельности, и школьный психолог, который проводит специальные тренинги.
    Результатами данного направления работы гимназии можно считать активное участие наших гимназистов в ежегодной районной конференции «Новые имена», в городских Гимназических чтениях и др. независимых конкурсах, а также успешная защита выпускных экзаменационных работ на итоговой аттестации учащимися 9 и 11 классов.
    Многие выпускники гимназии (нынешние студенты вузов СПб) отмечают, что их школьная учебно-исследовательская работа легла в основу их курсовой работы, а навыки, приобретенные во время обучения в гимназии, позволили быстро адаптироваться к студенческой жизни и к системе обучения в вузе.
    Одновременно с конференцией во всех остальных классах (1-8 кл.) проходят необычные уроки: тематический, направленный на формирование общекультурных ценностей;
 урок творчества, позволяющий раскрыть способности, часто не востребованные в учебной деятельности;
 спортивно-развлекательный, дающий возможность активно подвигаться и включиться в веселые соревнования.
    В качестве учителей на этих уроках выступают старшеклассники (волонтеры). Они совместно с заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом, педагогами дополнительного образования
(оригами, хореография), учителями физкультуры и др. предварительно разрабатывают сценарий мероприятия. В процессе этой работы определяются структура и основные идеи предстоящего урока, но содержание каждый из учащихся-волонтеров вкладывает свое. Для этого они заранее знакомятся с классными руководителями и классами, в которых им предстоит работать в этот день.
    Тематические уроки всегда проводятся в форме диалога с использованием ролевых и коммуникативных игр. Тематика дня никогда не навязывается взрослыми, а определяется исходя из пожеланий самих ребят (примеры тем таких уроков: «Искусство дарить подарки», «Искусство общения», «Искусство делать комплименты» и т.д.).
    Урок творчества – это своеобразное продолжение тематического урока (урока-диалога), где учащиеся класса под руководством старших гимназистов выполняют свое коллективное задание. Ожидаемым результатом могут быть как индивидуальные, так и коллективные работы, которые в конце учебного дня занимают достойное место при оформлении гимназии.
    Вспоминается, например, тема урока в начальных классах «Подарок» (умение выбирать, дарить и принимать подарки). Итогом этого дня в 1-2 классах стала «шкатулка радостей», которую они сами сделали и в которую сложили письма с добрыми пожеланиями друг другу, т.к. они усвоили главное – подарок может быть не только материальным, иногда доброе слово лучше самого дорогого подарка.
    
Учащиеся 3-4 классов на творческих уроках готовили подарок для всей гимназии, используя технику оригами, и к концу дня у нас «распустились» замечательные деревья.
    В этот же год учащиеся 5-8 классов говорили о «круге увлечений», в котором обязательно были и спорт, и наука, и искусство, и о возможном выборе своей будущей профессии (тест «Познай свои способности») и на творческих уроках они делали рекламу своих увлечений. В дальнейшем эти рекламы легли в основу проекта («Спорт и наука, танцы и труд – круг увлечений, спасательный круг» так назвали ребята этот проект), с которым гимназия принимала участие в районном мероприятии «Молодежь против наркотиков», проводимом социально-медико-психолого-педагогическим центром.
    Учащимся 1-8 классов День Ученика запомнится как день сотрудничества и живого диалога по важным темам:
взаимопонимание, взаимоотношения, круг интересов и увлечений. Выставка творческих работ и хорошее настроение - прекрасное завершение этого дня.
    Таким образом, День ученика – это не только необычный день для учеников и учителей гимназии, это день, дающий возможность старшеклассникам пробовать себя в новых ролях: «ученый-исследователь» и «молодой педагог». Как для одних, так и для других этот день не из легких, однако каждый получает свой опыт, который, по нашему мнению, очень важен для современного человека. Навыки публичного выступления, умение донести свою точку зрения до слушателей, вовлечь в дискуссию и способность творчески подойти к любому делу – это далеко не полный список качеств, которыми должны овладеть учащиеся, чтобы этот день для них стал успешным.
Бурцева Наталья Михайловна,
к.п.н., директор гимназии




Пользователи Страницы пользователей
  • Вход
  •